NASA может отказаться от ракеты SLS, если SpaceX и Blue Origin предложат подходящую альтернативу

На данный момент американское космическое агентство ведет разработку ракеты Space Launch System (SLS). На нее возлагаются надежды вернуть американцев на Луну, а в возможности – доставить на Марс.

Одновременно с этим, в агентства рассматривается вопрос отказа от данной пусковой системы, и космического корабля Orion, который планируется употребляться вместе с ней. Возможность для того чтобы развития событий будет зависеть от того, смогут ли частные космические компании SpaceX и Blue Origin предложить подходящую, надежную, надёжную и недорогую замену. Об этом в беседе с издательством Business Insider поведал ассистент директора NASA Стивен Юрчик.

В качестве потенциальных альтернатив агентство разглядывает Big Falcon Rocket (BFR), созданием которого занимается SpaceX Илона Маска и New Glenn производства Blue Origin, обладателем которой есть богатейший человек планеты Джефф Безос.

«Я пологаю, что в случае, если данные коммерческие предложения станут дешёвыми, то мы, вероятнее, откажемся от национальной [ракетной] системы и перейдем к применению пускового потенциала этих ракет», — прокомментировал Стивен Юрчик журналистам Business Insider на мероприятии The Economist Space Summit.

Что весьма интересно, NASA вправду может оказаться в очень щекотливом для нее положении, в случае, если хотя бы одна из двух компаний, сможет обогнать агентство в возобновившейся гонке по возвращения человека на Луну. Более того, многие специалисты не сомневаются и в том, что именно личная компания, а не национальное агентство станет первой организацией, которая доставит человека на Марс.

Так слова Стивена Юрчика звучат, как признание победы личной космонавтики над национальной. Но во многом этому поспособствовал не столько удачи Илона Маска и Джеффа Безоса, сколько неудачи при постройке SLS. Последняя является ракетой сверхтяжелого класса, талантливую выводить на низкую околоземную орбиту нужную нагрузку более 55 тысячь киллограм.

«Нам нужна сверхтяжелая ракета. Без нее мы не возьмём надёжную, надежную и дешёвую архитектуру, подходящую для освоения дальнего космоса», — заявил Юрчик.

К 2020 году NASA планирует построить пара модификаций ракеты-носителя SLS. Первая будет именоваться Block 1. Эта пусковая система высотой 98 метров сможет выводить на орбиту до 70 тысячь киллограм оборудования. Первый тестовый запуск Block 1 агентство сохраняло надежду провести в июне 2020 года в рамках миссии Exploration Mission-1 (EM-1). В ее ходе посредством SLS желали вывести на орбиту непилотируемый аппарат Orion, который обязан будет облететь Луну и возвратиться обратно на Землю. Спустя пара лет по окончании первой NASA планирует провести миссию Exploration Mission-2 (EM-2) – уже пилотируемую.

К настоящему моменту американское космическое агентство израсходовало на постройку SLS около 11,9 миллиарда долларов (более 13 млд дол ушло на создание корабля Orion). В соответствии с последним расчетам, завершение разработки ракеты к 2021 году потребуются еще дополнительные 4-5 миллиарда долларов. Наряду с этим, судя согласно расчетам, агентство отстает от графика разработки приблизительно на 2,5 года.

На протяжении внутреннего аудита программы NASA было найдено, что главными обстоятельствами превышения изначально вычисленного бюджета, и постоянных задержек стали по большей части предотвратимые инциденты, неграмотное управление, и несоблюдение контрактных обязательств компанией Boeing, которая есть главным подрядчиком в этом проекте. По оценке экспертов, в случае, если в будущем появятся новые неприятности, то NASA может стать свидетелем того, как SpaceX его обгонит и первой организует пилотируемую миссию к Луне.

«На беду» NASA поспособствовать этому может агрессивная политика Илона Маска, направившего все силы SpaceX на создание BFR, которая будет употребляться для лунных и марсианских миссий. Пару дней назад Маск через «Твиттер» объявил, что компания отказывается от замыслов по предстоящей модернизации ракеты-носителя Falcon 9 дабы сделать ее еще более многоразовой и вместо этого полностью переключается на создание Big Falcon Rocket и корабля Big Falcon Spaceship (BFS).

И Маск и президент SpaceX Гвинн Шотвелл ранее говорили о том, что первые тестовые запуски корабля BFS, каковые планируется начать проводить уже в 2019 году, будут не полноценными запусками, а «прыжками». Аппарат будет подниматься на определенную высоту, а после этого мягко садиться обратно на Землю. Такой же схемы компания придерживался при первых тестовых опробованиях своих «Фальконов». Но в 2020-2021 году компания собирается провести вывод и запуск на орбиту уже полноценной системы BFR – ускорителя Big Falcon Booster с установленным на него кораблем Big Falcon Spaceship. Приблизительно к тому же времени Blue Origin планирует запустить свою ракету-носитель New Glenn, которая пошлёт к Луне посадочный аппарат, предназначенный для поиска водного льда.

При успешного первого орбитального и последующих рабочих беспилотных запусков SpaceX планирует в первой половине 20-ых годов XXI века послать в путешествие около Луны японского миллиардера, и группу людей, каковые он примет решение забрать с собой.

Так, в случае, если у личной компании все окажется, то уже NASA может оказаться в положении замечающего при повторении его успехи 1968 года, в то время, когда агентство безопасно доставило человека на спутник Земли. Да, агентство также в первой половине 20-ых годов XXI века агентство собирается отправить около Луны миссию EM-2, но без высадки на поверхность.

Помимо этого, NASA рискует «опоздать» и с Марсом. SpaceX планирует отправить беспилотную миссию BFR к Марсу в первой половине 20-ых годов двадцатьпервого века, а в 2024 – первую пилотируемую. Это на пара лет раньше предполагаемой высадки агентством астронавтов на Луну и допустимо на целый дюжина лет раньше того момента, как NASA собирается предпринять попытку пилотируемой миссии к Красной планете.

«В действительности мы пока без шуток не решали проблемы сотрудничества со SpaceX над ее ракетой BFR и ее применения для полетов на Марс. Но я могу высказать предположение, что такие дискуссии продолжительно не вынудят себя ожидать», — прокомментировал Юрчик.

По словам Юрчика, прямо на данный момент агентство пристально смотрит за частными компаниями, участвующими в программе Commercial Crew Program, в рамках которой любая из организаций работает над своими проектами пилотируемых космических судов. Конечная цель программы содержится в возвращении США возможности проведения независимых пилотируемых запусков, которую страна потеряла с закрытием своей программы космических шаттлов в 2011 году. Отметим, что с того времени NASA надеется в таких вопрсах на русского космическое агентство Роскосмос, выступая только в качестве пассажира на русских «Альянсах».

Отказаться от услуг России согласно точки зрения NASA окажут помощь 7-местные пилотируемые космические аппараты Boeing и SpaceX. Их разработка находится на финальном этапе. на данный момент компании подготавливаются к проведению первых беспилотных и управляемых тестовых запусков. Первой, в соответствии с графику, обязана выступить SpaceX.

«Их первый беспилотный запуск запланирован на январь. Спустя пара месяцев, допустимо весной, они планируют отправить пилотируемую миссию к МКС», — говорит Юрчик.

В случае, если аппараты Crew Dragon (SpaceX) и CST-100 Starliner (Boeing) докажут свою эффективность, надёжность и безопасность, то NASA может показать больший энтузиазм в вопросах применения BFR и ракеты-носителя New Glenn от Blue Origin.

«Как мы подойдем к этому вопросу – будет зависеть от темпов возможностей и развития этих систем», — говорит Юрчик.

Наиболее значимым нюансом, который разрешит принять то либо иное решение, как уже отмечалось выше, есть наличие ракеты, талантливой выводить на околоземную орбиту довольно много нужной нагрузки.

«на данный момент мы видим возможности SLS. Первым делом по причине того, что в данной ракете-носителе употребляются многие проверенные и уже зарекомендовавшие себя системы и технологии», — комментирует Юрчик, показывая на то, что SLS применяет другое оборудование и двигатели, которое использовалось еще в космических шаттлах.

«Одновременно с этим мы понимаем, что технологии, каковые сможет предложить BFR, и то, во что в конечном счете может развиться New Glenn, смогут понадобиться нам для пилотируемых миссий по изучению Нашей системы».

Смогут ли частные компании обогнать NASA в данной гонке?

How NASA, SpaceX, And Blue Origin’s Monster Rockets Compare

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»